Ювелирная эмаль - это стекольный порошок. При запекании он становится пластичным и заполняет пространство.
Раньше эмаль украшали в основном предметы быта: сундуки, кубки, пряжки для одежды, шкатулки. Самые древние украшения с эмалью были найдены на Кипре. Считают, что именно оттуда эмалевая техника была передана в Египет, Византию и Индию.
Первые эмалевые украшения обнаружены в Западном Казахстане в сарматском захоронении на территории степного района Лебедевского могильника VI в. до н.э. В погребении был найден ромбовидный медальон с дисками на концах, декорированный полихромной перегородчатой эмалью.
Предметы и украшения с разноцветной эмалью были более свойственны для ювелиров Южного Казахстана, Сырдарьи и Жетысу. Эмаль "мина" изготовлялась зергерами из сплава стекла, который окрашивали окисями металлов. Эмаль наносилась на чеканный фон узора или в технике перегородчатой эмали.
Технология нанесения эмали не изменилась по сей день. Нанесение эмали - очень кропотливый труд и результат полностью зависит от мастера-эмальера. Этот процесс нельзя механизировать, поэтому каждое украшение является уникальным. Но благодаря новым технологиям, современный ассортимент эмалей позволяет играть цветами в украшениях и делать их более качественными.
ВИДЫ ЭМАЛИ И ТЕХНИКИ НАНЕСЕНИЯ
Существует несколько видов эмалей и техник нанесения. Самая популярная эмаль - горячая.
Горячая эмаль - это стеклянный порошок или кусок, который перед работой измельчают в ступке до порошкообразного состояния. Порошок разбавляется водой и эта масса наносится мастером на основу, затем просушивается и обжигается в муфельной печи при температуре 800 градусов Цельсия.
Холодная эмаль также обжигается, но при меньших температурах.
Фотополимерная эмаль твердеет под воздействием ультрафиолета и наносится слоями.
Техника перегородчатой эмали.
В данной технике к основе плоская проволока припаивается рисунком. Проволока образует перегородки. Ячейки между перегородками заполняются эмалью.
Техника выемчатой эмали.
При работе в этой технике, ячейки образуются путем штамповки или вырезания и также заполняются эмалью.
Техника витражной эмали.
В этой технике у ячеек отсутствует "дно". Свет проникает через эмалевые вставки и придает изделию сияние. В этой технике используются только прозрачные эмали.
Техника рельефной эмали.
Эмаль наносится не в ячейки, а на выступающие части украшения. Эта техника самая сложная, так как при обжиге эмаль может "сползти" к краям.
Расписная эмаль.
Это одна из самых древних техник. Даннаяя техника является очень сложной. На основу наносится слой фоновой эмали и обжигается. Затем на фоновый слой эмали мастер-эмальер выкладывает рисунок. Каждый этап нанесения заканчивается обжигом.
Любая техника эмали требует большого мастерства и времени. Поэтому украшения из эмали нельзя отнести к разряду дешевых. Это трудоемкий и сложный процесс. Но результаты поражают своей красотой!